В Италии налоговый спор имеет место в том случае, когда налогоплательщик считает, что вынесенное в его отношении решение налоговых органов (Agenzia Entrate) является незаконным или необоснованным.
В связи с чем он может имеет право в территориальную Комиссию по налоговым спорам соответствующей провинции с просьбой о его полной или частичной отмене. Налоги в Италии характеризуются относительно высокими по Евросоюзу показателями.
При оценке перспектив стоит ли инициировать налоговый спор, все же необходимо положить на свою чашу весов как требующееся для этого время, так и связанные с этим затраты.
И действительно, подача заявления об оспаривании вынесенного решения влечёт за собой, в большинстве случаев, дополнительные затраты, заключающиеся в обязательстве (это касается споров, цена которых превышает 3.000 евро) пользоваться помощью адвоката и с риском присуждения проигравшей стороне возмещения судебных расходов.
Законодательный декрет №156/2015 внес существенные изменения в нормы права и процедуры, регулирующие налоговые споры.
Прежде всего, начиная с 1 января 2016 года, для споров, цена которых не превышает 20.000 евро, подача заявления об оспаривании вынесенного решения порождает и юридические последствия, приравниваемые к обжалованию или опротестованию вынесенного судебного решения, и может также включать предложение о медиации, то есть о пересчёте подлежащих оплате сумм.
Среди основных нововведений, содержащихся в данном декрете, выделим следующие:
- Распространение компетенции института обжалования и медиации на все споры, цена которых не превышает 20.000 евро;
- введение судебной согласительной процедуры в т.ч. после суда первой инстанции;
- возможность заключать в том числе и мировые соглашения по спорам, для которых обязательна процедура обжалования и медиации;
- изменение режима возмещения судебных издержек (предусмотрена безоговорочная процедура возмещения проигравшей стороной издержек за необдуманный судебный процесс);
- увеличение цены спора до 3.000 евро, что позволяет налогоплательщику обратиться в суд, не прибегая к правовой помощи профессионалов;
- Включение в число уполномоченных защитников сотрудников Центров налогового консультирования, в том числе и по спорам их подзащитных, возникающим из обязательственных правоотношений, по которым данный Центр налогового консультирования оказывал им юридическую помощь;
- Вступление в законную силу решений, вынесенных в пользу налогоплательщика;
- введение так называемой процедуры обжалования “per saltum”, т.е. минуя промежуточные судебные инстанции, другими словами, введение возможности обжалования решения, вынесенного территориальной Комиссией по налоговым спорам соответствующей провинции, по соглашению сторон, участвующих в разбирательстве, путём обращения с жалобой непосредственно в Кассационный суд.
Для всех налоговых споров существуют две инстанции рассмотрения дела по существу:
- В первой инстанции, в Комиссии по налоговым спорам соответствующей провинции можно по территориальной подведомственности обжаловать решения, вынесенные Агентствами по налогам и сборам и Агентствами таможни и государственной монополии, другими налоговыми ведомствами (региональными, местными органами, торговыми палатами и т. д.), субъектами, внесёнными в реестр в качестве проверяющих организаций и ведающих сбором налоговых поступлений местных органов власти, а также обжаловать решения, вынесенные по платёжным требованиям и приказам по предписанию Агентов по взиманию налогов;
- В апелляционной инстанции, при обращении в Региональную комиссию по налоговым спорам можно обжаловать:
- Решения, вынесенные территориальными Комиссиями по налоговым спорам соответствующих провинций.
- Решения Региональной комиссии по налоговым спорам можно обжаловать в Кассационном суде. Кроме того, при наличии соответствующего соглашения между сторонами решение территориальной Комиссии по налоговым спорам соответствующей провинции может быть обжаловано непосредственно в кассационной инстанции (так называемая процедура обжалования “per saltum”, т.е. минуя промежуточные судебные инстанции, — пункт 3 первой части статьи 360 Гражданского процессуального кодекса).
Под компетенцию Комиссий по налоговым спорам подпадают:
- все налоговые споры в Италии, касающиеся налогов всех видов и типов, независимо от их наименования, включая региональные, районные и муниципальные налоги, надбавки к налогам и дополнительные налоги, соответствующие штрафные санкции, а также начисление процентов и любые другие сопутствующие обязательства;
- споры кадастрового характера, например, касающиеся регистрационных данных собственника, размежевания, площади, «оценки» земель и отнесения кадастрового дохода, а также споры, связанные с начислением налога или отчислений муниципальным органам власти за рекламу и сборов за размещение рекламных объявлений.
И только споры по решениям о принудительном исполнении налоговой обязанности, следующим за направлением уведомления о платёжном требовании и, если это предусмотрено, об извещении, которое предваряет обращение взыскания на имущество, не относятся к компетенции налоговых органов.