Ситуация: Мой брат является гражданином России, но имеет ВНЖ и проживает в Италии на законных основаниях. Мне, как его родственнику, пришло решение о выдворении. Могу ли я сослаться на часть 5 статьи 5 «Сводного текста об иммиграции» для подтверждения семейных и социальных связей, сложившихся во время моего пребывания на территории Италии?
Пункт 5 статьи 5 Сводного текста об иммиграции с изменениями, внесенными Законодательным декретом № 5 от 8 января 2007 г., ст. 2, часть 1, пункт b), подпункт 1, во исполнение Директивы 2003/86 / EC, касающейся права на семейное воссоединение, предусматривает, что «при принятии мер по отказу в выдаче, аннулированию или отказу от продления вида на жительство к иностранцу, который воспользовался правом на воссоединение семьи или воссоединившемуся члену семьи, в соответствии со статьей 29, принимается во внимание характер и эффективность семейных обязательств заявителя и наличие родственных и социальных связей со страной происхождения, а также для иностранца, уже находящегося на территории страны, в том числе, продолжительность его пребывания на этой же территории».
Своим решением №202/2013 Конституционный суд объявил это положение неконституционным, в той части, в которой оно предусматривает, что субъективная оценка наличия семейных связей на территории страны на момент выдачи или продления вида на жительство, применяется только к тому иностранцу, который «реализовал своё право на воссоединение семьи» или к «воссоединившемуся члену семьи», но никак не к иностранцу, «имеющему семейные связи на территории Государства».
В свете постановления Конституционного Суда, который высказался по поводу так называемого «автоматического выдворения» граждан стран, не входящих в состав ЕС, которые были осуждены за совершение определённых преступлений — вышеуказанное положение должно, в принципе, применяться во всех тех случаях, даже когда у иностранца имеются семейные связи на территории итальянского государства. Фактически данная норма направлена на недопущение случаев необоснованной дискриминации, нарушающих ст. 3 Конституции. Как указал в своём постановлении Конституционный Суд, действительно, формальный факт направления запроса на получение распорядительного документа о воссоединении семьи или обладание им не может являться дискриминирующим фактором, определяющим, кто может воспользоваться правом на эту «усиленную защиту», а кто нет.
В каждом конкретном случае следует оценивать положение человека по отношению к его семейным связям и социальной опасности в его нынешнем состоянии. Однако, трактуя это решение в параллель сложившейся тенденции в судебной практике по административным делам, применительно к определению значимых «семейных связей», можно предположить, что они по-прежнему являются таковыми, указанными в ст. 29 Сводного текста об иммиграции.
По существу, решение Конституционного Суда, полагая нарушающей права часть 5 ст. 5 Сводного текста об иммиграции, в той части, в которой она предусматривает, что субъективная оценка наличия семейных связей на территории Италии на момент выдачи или продления вида на жительство, применяется только к тому иностранцу, который «реализовал свое право на воссоединение семьи» или к «воссоединившемуся члену семьи», но никак не к иностранцу, «имеющему семейные связи на территории Государства», всё равно в принципе требует, чтобы иностранец входил в категорию указанных в обязательном порядке членов семьи согласно ст. 29 Сводного текста об иммиграции по части воссоединения семьи, даже если он никогда не обращался за получением этой льготы.
Таким образом, те семьи, состав которых соответствует тому, который теоретически дает право на воссоединение, будут подпадать под специальную защиту.
Кроме того, и в циркуляре Министерства внутренних дел от 18.09.2013 г., касающемся применения вышеупомянутого постановления о не конституционности, при определении понятия «семейные связи» даётся четкая ссылка на категорию «родственники».
В поддержку этой трактовки следует также привести тот факт, что единственная значимость, которой согласно Сводному закону об иммиграции обладает степень родства «брат-сестра», вытекает только из ст. 19, которая предусматривает запрет на выдворение совместно проживающего родственника «гражданина Италии» вплоть до второй степени родства.
Наиболее четкой в этом смысле является судебная практика Регионального административного суда области Лацио (TAR del Lazio) (решение № 797/2016): «Согласно разъяснениям Конституционного суда, предоставленным им в решении №202/2013, отказ от автоматического применения нормы о выдворении и, как следствие, необходимость в осуществлении оценки такой опасности, которую часть 5 ст. 5 законодательного декрета №286/1998 признаётся за получившими официальный распорядительный документ о воссоединении семьи, может распространяться, из-за угрозы необоснованного неравного обращения, только на «тех, кто, хотя и имел предпосылки для его получения, не подготовил заявление с этой целью».
Если иностранец, как в данном конкретном случае, не связан семейными узами, прямо и в обязательном порядке предусмотренными ст. 29 законодательного декрета №286/1998 и ставящими его в те же существенные условия, что и тех, кто, в принципе, имеет формально право на получение распорядительного документа о воссоединении, то он теряет право ссылаться на применение части 5 ст. 5 Законодательного декрета №286/1998, в том числе и после постановления Конституционного суда №202/2013, а также теряет право на подачу жалобы на нарушения, допущенные административным органом власти, исполнившим свои обязанности надлежащим образом, в случае вынесения приговора по уголовному делу, по автоматическому применению нормы о выдворении (см., среди многих, Государственный Совет, секция III, 12.11.2014, №5566; Государственный Совет, секция III, 10.4.2015, № 1841)».
Итак, в свете вышесказанного мы, к своему сожалению, считаем неприменимым к вышеописанному случаю часть 5 ст. 5 Сводного текста об иммиграции, даже с учётом решения Конституционного суда №203/2012.